Юлия Алексеева (kis_dikiy) wrote,
Юлия Алексеева
kis_dikiy

Categories:

В гостях у фермеров. Часть 5, последняя.

Арт-Парк Никола-Ленивец – место удивительное! Красивая природа (парк Угра, часть которого занимает Никола-Ленивец, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО) и фантастические арт-объекты на 612 гектарах.  Доехать хотела сюда давно, но знание о плохих дорогах отпугивало сильно.  И то, что оно все-таки случилось – спасибо сообществу mosblog.
Кто не в курсе – проект зародился в Никола-Ленивце в 1989 г, когда молодой архитектор Василий Щетинин и направил сюда свои стопы в поисках уединенного места под «город художников». Развить идею ему помог художник Николай Полисский.
С 2006 г. тут проводится фестиваль «Архистояние». С 2013 года в Николе-Ленивце живут и работают художники из разных стран. Арт-объекты, созданные для фестиваля, и  нефестивальные объекты Николая Полисского стали неотъемлемой частью ландшафта Николы-Ленивца. Подробнее историю создания парка можно прочитать на официальном сайте.
Приезжая в Никола-Ленивец готовьтесь много ходить – расстояния здесь огромные, от объекта к объекту ездили мы на машине. И то все не посмотрели – силенок не хватило. Вообще-то, идеальное средство передвижения тут – велосипед. Но эта песня совсем не про меня. Поэтому расскажу-покажу то, что реально увидели.


«Бобур» – проект Николая Полисского, 2013 г.
Странная, 22-хметровая, штука из лозы посреди пшеничного поля… впрочем, здесь все штуки странные… Понимаешь, что людская фантазия безгранична. Так и хочется процитировать «Что вы курили? Мы готовы это купить!».


Автор в своей работе обращается к  Зданию Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду (Париж, 1977 г, по названию квартала его часто в народе называют «Бобуром»): «революционная форма, которая обнажила скелет постройки и его технические элементы» (кто не в курсе – у центра искусство вся техническая инфраструктура вынесена наружу здания), и при этом – «отраженная в природной среде». Материалом автор хотел сказать: «любая закостенелая традиция способна лечь в основу самых радикальных современных форм. Столетиями крестьяне плели корзины и вязанки, и если для них появится смысл плести авангардную архитектуру, они с радостью примутся и за это, стоит лишь поверить в их способность меняться». Признаюсь честно, мне объект был не очень понятен, но не мог не восхитить своим размером и плетением.



Как и на многие объекты парка, на Бобур можно подняться. Удивительно, но все эти конструкции хоть и нельзя назвать совсем безопасными (явно не хватает перилок, ступеньки крутые), но они вполне прочные и лезть можно спокойно.


«Вселенский разум», Николай Полисский, 2012 г.
Самая масштабная инсталляция автора. Относится к научной серии - это своеобразная попытка создания искусственного разума в его художественной интерпретации. Природные материалы собраны в непривычную для них форму.


В отличие от «Бабура», идея этого объекта оказалась близка и понятна мне.




Удивительно, но сюда приезжают довольно много молодоженов – на фотосессии.



«Городище», Николай Полисский, 2012 г.
Это обращение к древней истории места (здесь жили древние балты), «реплика священного пространства, которое погружает зрителя в атмосферу древних ритуалов»



На месте древнего городища, уже давно заросшего лесом, вас неожиданно встречают странные существа – не только под, но и на деревьях. «Современное искусство в этом проекте играет удивительную роль. Там, где не справляется археология или история, оно создаёт яркую иллюзию памяти и этим противостоит времени, которое пытается утянуть стоянку древних людей в небытие»



Жуткое место… особенно ночью и по незнанию.


«Шишкин дом», Адриан Гейзе, 2007 г.
Дом без крыши, только стены из шишек – в процессе реализации проекта пострадало 50 кубометров шишек. В целом – европейский минимализм.



Внутри оказался удивительно уютным и теплым – неожиданно. Но не пытайтесь садиться на скамеечки – наверняка упадете! Все незакрепленное.
«Базилика-изба», Александр Константинов, 2008 г.
Идею не поняла совсем. Оказалось – это два составленные друг в друга каркаса домов,  один из вертикальной решётки (базилика), другой — горизонтальной (изба). Воплощают собой отличия между западом и востоком. Глубокомысленно. Без бутылки не разберешься.


«Ротонда», Александр Бродский, 2009 г. Ради нее, собственно, я и стремилась сюда.


Овальный в плане дом стоит посреди подсолнечного поля. Подсолнухи в этом году не задались – мелкие и чахлые, поэтому и белая ротонда не как эффектно смотрится как могла бы.

Но это не мешает быть интереснейшим объектом – весь периметр первого этажа состоит из дверей. Заходи в любую.

Обязательно поднимитесь на второй ярус  - виды из окон прекрасны.

На сайте расшифровки идеи проекта не нашлось. Но увиделась мне тут концепция всеобщей коммунальной квартиры с единым очагом в центре.

«Позолоченный телец», Василий Щетинин, 2009 г.
Сфотографировала уже напоследок, издалека. Сил выходить из машины ни у меня, ни у собака уже не было.
Поначалу увиделся мне в нем корабль. И искреннее удивление, что это был бык, оказалось неподдельным. А потом уже разгляделся и телец, и, как ни странно, храм. На объект можно подняться. Говорят, внизу там голубятня.

Очередная цитата с сайта: «идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл–стрит). Скульптура работы Arturo Di Modica появилась на Манхеттане ровно 20 лет назад по инициативе художника и с 1989 г. символизирует финансовый успех. В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса»
Но местный бык неагрессивен, терпелив и близок к корням. Не случайно разгляделся в нем корабль – «ковчег, готовый спасти в годы потопа».
Глубокая и многогранная работа. Жалею, что  не подошла ближе… будет повод вернуться.

«Штурм неба», АБ Manipulazione Internazionale, 2012
Состоит из соединенных друг с другом многочисленных лестниц – символов движения, символ «приложенных усилий ради недостижимого, наглядной моделью человеческого целеполагания, где результат определяется степенью ответственности за собственный труд».


Если не лениво, можно залезть наверх – но делать это крайне неудобно.


«Ленивый Зиккурат», Владимир Кузьмин и Николай Калошин,  2014 г.
Не знаю, какой уж он ленивый, но подниматься на верх силы понадобятся точно. И оно того стоит – стоя над деревьями (18 м) осознаешь свою ничтожность в этом мире.


Бельведер выполнен из бревен, по принципу «клетей-кубиков».



«Маяк на Угре», Николай Полисский, 2004 г.
Старейший арт-объект парка, символ Никола-Ленивца с глубоким содержанием. В этом месте р. Угра делает крутой изгиб – некогда судоходная, нынче она измельчала. Как и умершие вязы, из которых маяк сделан. Вязы получили вторую жизнь, как и сам маяк дает вторую жизнь реке – давая ориентир путникам.


Рекомендую подняться наверх (20 м.) – виды наверняка вас порадуют.

Храм Пресвятой Троицы, 1802 г.
Построен на средства местного помещика Н.А.Муромцева на месте деревянной часовни, возведенной в честь победы над татарами. Советская власть и ВОВ разрушили храм. В 2000-2003 г. реконструирован под руководством Василия Щетинина. Закрыт, службы вроде как не ведутся.


«Сельпо», Николай Полисский, 2015 г.
Находится в деревне Звизжи, по сути это бетонные руины старого магазина – сельпо – превращенные в «храм искусства». Храма не увидела.  Сельпо тоже. Непонятно, но прикольно.

По Звизжам - есть смысл погулять отдельно.

И пообщаться с людьми.Дама вот активно предлагала мне приобрести травок - душицу и зверобой
В жилой зоне арт-парка попадаются и неопознанные объекты:

Понимаю, что еще сюда вернусь. Когда??? Пока не знаю. Но очень хочется досмотреть все объекты и обязательно отобедать-отужинать на ферме
Tags: mosblog, Калужская обл., Никола-Ленивец, впечатления, мосблог, путешествия, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Никола-Ленивец” Tag

  • Ах как прекрасна наша природа!

    А как рождаются ваши мечты? С родами своих никак не разберусь. Например, уже давно хотела поснимать поля с цветущим льном. Но не так что бы вот…

  • В гостях у фермеров. Часть 4.

    Пездка на ферму Никола-Ленивец - настоящее приглючение для собака, обычно с собой его никуда не беру, слишком шибутной. Новые запахи, просторы,…

  • В гостях у фермеров. Часть 3.

    Я вам когда-нибудь рассказывала про свое походное прошлое? Нет? Ну и правильно! Рассказывать-то не о чем. Случилось это всего трижды. Первый раз в…

  • В гостях у фермеров. Часть 2.

    Собственно, еще в детстве сформировала для себя два правила хорошей еды: разнообразие и свежеприготовленность. После поездки в Армению отношение…

  • В гостях у фермеров. Часть 1.

    Бывает, звезды складываются правильно – хотела съездить в Никола-Ленивец полюбоваться на арт-объекты, а тут mosblog организовал поездку на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments