Юлия Алексеева (kis_dikiy) wrote,
Юлия Алексеева
kis_dikiy

Categories:

Кто такие ваганы и что они делали на Ваганьковском

В прошлом году для меня стало открытием, что экскурсии, проводимые священослужителями, могут быть интересными. Т.е. не помешанными на религии и пропаганде церкви, а наполненными объективными историческими фактами, куда вплетены интересные церковные истории.  Вот и на сей раз экскурсия по Ваганьковскому кладбищу стала путешествием во времени, а проводник - иерей Сергий Матюшин - открыл неизвестные ранее лично мне факты.

1771 г. В Москве бушует чума. Екатерина II, во избежании дальнейшего распространения болезни, нарушает традицию захоронений в своем - как бы сейчас сказали - районе, при "своей" церкви или монастыре. Граф Орлов, получив практически безграничные полномочия в борьбе с болезнью, создает несколько кладбищ за пределами города, в том числе - в селе Новое Ваганьково, что в километре от Москвы тех времен расположено было. Последнее стало одним из самых крупных и известных мест захоронения столицы. И быть похороненным здесь ныне - большая честь. Есенин, Абдулов, Высоцкий, Окуджава, Даль, Тимирязьев, Бахрушин, Суриков,Тальков, Листьев, Танич, Вицин, Яшин - лишь малый перечень известных имен.


Конечно, погост в Новом Ваганьково был и ранее, но именно 1771 г называют датой основания Ваганьковского кладбища. Существует несколько версий происхождения названия "Ваганьково" - от неканонического имени Ванагка (или Ваган - мужик, крестьянин) до ваганного налога ("вага" - весы), взимавшегося за взвешивание товара. Но отец Сергий, как человек, защитивший научную работу по ваганьковскому некрополю, все-таки больше склоняется к версии происхождения от "ваганов".
Ваганьково с его царским Потешним двором располагалось за стенами Кремля с 1446 г.. Будучи слишком шумным (потехи того времени подразумевали охоту и много собак), потешный двор быстро был царем Михаилом Федоровичем отправлен дальше, на окраину города - образовав местечко под названием Новое Ваганьково. Ваганами же называли царских псарей. Этимология слова относят к глаголу "ваганькаться" - забавлять, шутить, баловаться, играть. Но можно проследить и сходство с западноевропейским "ваганты" - странствующие артисты, бродячие поэты, шуты и скоморохи. В общем-то - не многое ныне изменилось. В Ваганово по-прежнему много артистов... правда, уже не столь шумно.

Могил 18 в. не сохранилось - земли уходили под новые погребения, ставились новые надгробия. Да и первые захоронения - тысяч умерших от чумы, были безымянными. И вплоть до века 19 хоронили тут людей небогатых - крестьян и мещан. Москва росла, кладбище все ближе подходило к черте города и постепенно стали тут появлятся могилы людей более обеспеченных. Появились и коллективные захоронения - солдат Бородинского сражения 1812 г,  защитников Мовквы 1941-1945 гг, жертвы Норд-Оста. Есть и мемориал, посвященный жертвам сталинских репрессий. Хоронили их втихаря, ночами, на самых задворках кладбища. Естественно, без надгробий и опознавательных знаков.

Могил века 19 осталось тоже немного - всего-то процентов 5. По оценкам специалистов, упокоились на Ваганьковском кладбище за всю историю его существования более полумиллиона москвичей (и не только). Если же говорить о количестве могил на настоящий момент - более 100 000 на 50 гектарах.

В советское время многие надгробия остались без венчавших их крестов - сбивали нещадно.

Сейчас некоторые пытаются "пределать" обратно, но выглядит это порой даже немного комично

У тех самых Филипповых крестов тоже недостача... но что-то уцелело... или восстановили? не знаю....

Затирали в советское время и надписи о происхождении покойных - дабы не навредить живущим

Но кое-где надписи сохранились - или рука не поднялась затетереть, или некому уже было...  или предок-купец - не столь позорно было, как, допустим, статский советник?

Вообще-то я всегда испытываю неимоверный трепет при виде старых могих - от них веет потрясающим спокойствием и вечностью.

Хочется прикасаться к камням, читать надпись. Здесь проходят целые жизненные истории - счасливые долгие годы и трагедии. Вот Елеазарь Данилович, чье житие было 80 лет. Отец, дед. Какой слог! Какое имя!

а тут - двухлетний Юрочка, чью могилу большивистские варвары комсомольские активисты 30-х гг тоже не пожалели, оставили без креста

А подобные саргофаги практически не встречаются на Ваганьковском. Это скорее немецкая традиция. На погосте Донского монастыря их значительно больше

На могиле Саврасова - "выдающийся русский художник" и слова Левитана:"Саврасов создал русский пейзаж..."

А вот Суриков - просто "художник". Без пафоса и регалий.

У Есенина - много цветов и разбитные мужики хлещют водку и с удовольствием позируют перед камерами... бутылку при нашем появлении спрятали в цветы.

Вы знаете такого поэта - Александр Ширяевец-Абрамов? Нет? А он был другом Есенина... другом, рядом с которым поэт Есенин захотел быть похороненным. И правда - их могилы практически рядом

Два часа - слишком мало, что бы раскрыть все тайны одного некрополя. Тем более, что экскурсии по Ваганьковскому иерей Сергий планирует проводиться каждую субботу, и темы будут разные. Собираюсь выбраться еще разок как минимум. И приглашают всех желающих.
Кстати, напротив расположен еще один любопытный исторический объект-некрополь - кладбище Армянское. Оно намного меньше, но и куда как пафоснее - богатством и величиной надгробий. Хотя если верить схеме Ваганьковского кладбища - то армянский участок это просто его маленькая часть, а вовсе не отдельное кладбище, как можно подумать глядя на табличку при входе.
Благодарю всю мосблоговскую компанию за очередной интересный поход.
Tags: mosblog, Москва, Моя Москва, мосблог, путешествия, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Моя Москва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “Моя Москва” Tag